dariashmidt

Categories:

Наука может быть прикольной!

Друзья, примите, пожалуйста, участие в опросе для моей диссертации

Да-да, это тема кандидатской – «Социальные представления о будущем брачном партнере у молодежи». Родилась она в многочисленных экзистенциальных дискуссиях с Борей и наблюдениях за одинокими друзьями. Друзья – это моя боль: так много вокруг молодых, умных, добрых, красивых и творческих людей, которые не могут найти себе половинку. Хорошие они, но всегда что-то мешает... 

Сначала я пробовала помогать: советами или сводническими услугами. Чаще всего без толку. Потом решила совместить полезное с полезным: и кандидатскую степень получить, и выкопать причины сей печальки, да не просто так, а научные рекомендации выработать. Ну и психологическую подготовку прокачать в процессе обучения. В общем, сразу по всем зайцам палю картечью. 

В журнале «Социальная и экономическая психология» Института Психологии РАН вышла моя статья «Представления о будущем партнере и браке, транслируемые в социальной сети “ВКонтакте”». В исходном виде её можно прочитать тут. Но чтобы вы не заснули на втором абзаце (как я сама регулярно делаю даже при чтении собственных научных трудов), перескажу результаты простым человеческим языком. 

Рабочий процесс

Для начала решила я посмотреть, что поведают нам о любовных отношениях соцсети, ибо не секрет, что статусы и «мудрые высказывания» прочно вошли в жизнь многих граждан. Так как все соцсети проанализировать невозможно, нужно было выкроить себе небольшой кусочек для анализа. Итак, алгоритм действий. 

1. Выбрала «ВКонтакте» как сеть, наиболее популярную среди молодежной аудитории. 

2. Отсортировала группы по числу подписчиков и выбрала среди самых популярных 4 подходящих по тематике. Предпочтение отдавалось пабликам, где больше всего молодёжи 23-30 лет, не состоящих в браке (целевая аудитория исследования). Из них 2 группы публикуют всякие статусы и короткие высказывания («Отношения и любовь» https://vk.com/vk.relations, «ЛЮБОВЬ» https://vk.com/lovestime?from=top), и 2 позиционируют себя как гуру по вопросам взаимоотношения полов («Практическая психология» https://vk.com/vk.psychics?from=top, «Психология о жизни» https://vk.com/successful_thoughts?from=top).

3. Методично скопировала публикации, размещённые на стенах этих групп за последние несколько дней, сформировав таким образом массив данных для анализа (100 000 печатных знаков и 287 иллюстраций). 

4. Провела контент-анализ этого массива, выделив множество смысловых единиц, которые сгруппировала в категории. 

Итак, что же у нас вышло?

На рисунке 1 представлен рейтинг категорий, в каждой от 5 до 38 понятий. 

Рис. 1. Рейтинг категорий, встречающихся в изучаемых группах, в %

Сразу можно увидеть, что чувства упоминаются чаще, чем действия, несмотря на то, что в самих публикациях часто постулируется «неважно, что ты чувствуешь, важно, что ты делаешь». И хотя разницу в 5% можно признать статистически незначимой (тем более на такой малой выборке), это наводит на мысли о существовании двух уровней трансляции информации: вербально читателям передаётся одно, а на подсознательном уровне – другое. 

«Ценить нужно не слова, а поступки. На словах мы все друг друга любим» (Цитата из группы «ЛЮБОВЬ») 

Сразу можно увидеть, что чувства упоминаются чаще, чем действия, несмотря на то, что в самих публикациях часто постулируется «неважно, что ты чувствуешь, важно, что ты делаешь». И хотя разницу в 5% можно признать статистически незначимой (тем более на такой малой выборке), это наводит на мысли о существовании двух уровней трансляции информации: вербально читателям передаётся одно, а на подсознательном уровне – другое. 

«Ценить нужно не слова, а поступки. На словах мы все друг друга любим» (Цитата из группы «ЛЮБОВЬ») 

Как называть партнёров?

Категория «наименование субъектов взаимоотношений» внутренним разнообразием не отличается. В ней всего 8 позиций, и большинство из них ни коим образом не говорят нам о том, насколько близки друг другу мужчина и женщина. Остаётся только догадываться, кто же, кто же эта «девушка» – невеста, возлюбленная, или просто «девушка, передайте на проезд»... Целых 20% названий в этой категории и вовсе приходится на обезличенные «человек», «кто-то», «тот» (рисунок 2). 

Категория «наименование субъектов взаимоотношений» внутренним разнообразием не отличается. В ней всего 8 позиций, и большинство из них ни коим образом не говорят нам о том, насколько близки друг другу мужчина и женщина. Остаётся только догадываться, кто же, кто же эта «девушка» – невеста, возлюбленная, или просто «девушка, передайте на проезд»... Целых 20% названий в этой категории и вовсе приходится на обезличенные «человек», «кто-то», «тот» (рисунок 2). 

Рис. 2. Наименование субъектов взаимоотношений в изучаемых группах, в %

«Порой очень хочется обнять человека, вместо того, чтобы писать ему сообщения в интернете» (Цитата из группы «Отношения и любовь»)

Меня спрашивают на конференциях, что в таких наименованиях не устраивает? Мол, принято так сейчас говорить – «моя девушка», «мой парень». А в приведённом примере так просто обобщённое наименование использовано. Я бы согласилась, но… Нет «невесты», «жёны», «возлюбленной» и «единственной». Есть «моя девушка», которая завтра может стать просто «девушкой», чужой и неродной.

И в целом 73% понятий в категории «наименование субъектов» не указывают на постоянную связь с партнером, из чего рождается гипотеза о наличии у современной молодежи ориентации на индивидуалистические ценности, по крайней мере, о попытках модераторов тех пабликов, что попали в исследование, такие ценности прививать (приживаются ли семена индивидуалистичности в нежных душах молодёжи я изучаю на следующих этапах исследования). 

Качества партнёров

«Где же ныне настоящие мужчины? Сильные, решительные… Переводятся помаленьку… Остались редкие, уникальные экземпляры, да и те где-нибудь… в Сургуте… Да и женщины-то, погляди, совсем оборзели – дверь с ноги открывают, у мужчин работу забирают, не могут расслабиться и признать своё истинное женское предназначение!..» – краткий пересказ дискурса вокруг ключевых запросов на силу и истинность, который занимает ключевое место в категории «качества субъектов». 

Рис. 3. Наименование качеств субъектов гендерных взаимоотношений в изучаемых группах, в %

Лично меня радует, что только 13% качеств – про внешние данные, ибо я убеждена, что эта характеристика не должна быть определяющей. Так ли это на самом деле, или просто на внешности делать акцент неполиткорректно – ещё предстоит выяснить. 17% качеств (зелёные столбцы) указывают на субъективные характеристики: соответствует ли партнёр «индивидуальному заказу», подходит ли тебе как кусочек пазла.

Чувства и отношения

Существенное место в публикациях отводится чувствам и эмоциям, 63% из которых позитивные (любовь, счастье, спокойствие, искренность, нежность, страсть). Среди негативных на первое место выходит одиночество (28%). Это довольно интересная категория, которая часто представляется в положительном ключе. Из контекста следует, что одиночество может, во-первых, очищать, приводить в порядок мысли и упорядочивать образ жизни (поэтому пребывание в одиночестве какое-то время считается полезным), а, во-вторых, подчеркивать уникальность личности (если человек один, без пары, это свидетельствует о наличии у него особых ожиданий, высоких запросов, что затрудняет поиск подходящего партнера). Вторая трактовка несет в себе угрозу отношениям. 

«Одиночество» чаще всего транслируется не текстом, а картинками, что выявляет еще один интересный момент – противоречие между текстовой и визуальной информацией. Порой цитата о необходимости ориентации на чувства партнера сопровождается картинкой именно одинокой фигуры, и значимость «одиночества» только усиливается такими символами как туман, пустынный океан, одинокая птица, и т.д. Здесь напрашивается вывод о наличии двойственных посылов, которые могут вводить в заблуждение читателей, формируя у них противоречивые и неустойчивые представления о будущем партнере. 

Из группы "Психология о жизни" https://vk.com/successful_thoughts?from=top

Очень мало цитат и картинок посвящены браку (12%), в целом в публикациях модераторы стараются избегать данного понятия и часто транслируют его картинками, а не текстом (как правило, это пара в свадебных нарядах). Сам процесс отношений в половине случаев характеризуется позитивно или нейтрально (часто граница неопределима), а в половине – негативно. Более половины отрицательных смыслов приходится на «расставание», также присутствуют такие описания как «сломать / испортить» (отношения), «потерять» (партнера), «терпеть» (что-то неприятное). 

Из группы "Практическая психология" https://vk.com/vk.psychics?from=top

Здесь описан лишь первый этап исследования. Дальше я подробно анализировала 40 картинок из указанных пабликов, а также собирала и препарировала сочинения на тему «Партнер в счастливой паре. Каковы его характеристики, поведение?» После выхода в свет научных статей по этим этапам, смогу, наконец, поделиться результатами. 

Заключительный этап исследования – это количественный опрос. Тут важно понять, есть ли статистические закономерности в восприятии отношений и партнёра, а также как отличаются мнения разных поколений. Примите, пожалуйста, участие в опросе! Буду премного благодарна. 

P.S. Всем участвовавшим в опросе по безработным, огромное спасибо!Предварительные результаты можно посмотреть тут: СТРАТЕГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СИМВОЛИЧЕСКОГО КОУПИНГА У ЛИЦ, ПОТЕРЯВШИХ РАБОТУ. Не удивляйтесь, что тема не соотносится с диссертационной — безработными я тоже занимаюсь в виде образовательной нагрузки. 

За обновлениями блога можно следить в Фейсбуке, ВКонтакте, Одноклассниках или Инстаграме.

promo dariashmidt march 1, 2016 23:10 44
Buy for 20 tokens
Если вам не хватает признания окружающих, поезжайте зимой в Якутию, и звание героя вам обеспечено! Для пущей убедительности, чтобы подчеркнуть, что вы не какой-нибудь столичный размазня, по возвращении нужно небрежно говорить: «Да бросьте, там было тепло, всего -30». Гарантированно…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.